Система антиблокировки тормозов (ABS)
Необходимость установки на легковую автомашину системы антиблокировки тормозов уже долгое время является причиной споров между владельцами автомобилей. Попробуем разобраться, в чем плюсы и минусы ABS (anti-blok brakes).
Главной причиной разработки и внедрения системы антиблокировки тормозов является увеличение безопасности езды на автомобиле. При экстренном торможении машины с обычной тормозной системой крайне сложно добиться синхронного замедления вращения всех 4х колес, особенно это проявляется при мокрой или обледенелой дороге. Это следует из того, что сцепление покрышек с дорожным полотном различно, поэтому резкий тормоз может привести созданию аварийной ситуации, за счет бокового заноса, потери управляемости (колеса не слушаются руля) и длинного тормозного пути. Чтобы избежать таких ситуаций, и было предложено оснащать автомобиль ABS. Такая система предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно корректируя скорость их вращения во время торможения за счет регулирования давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов.
Условно механизм ABS можно разделить на два компонента: электрический, включающий в себя 4 датчика вращения колес, электронный блок управления (ЭБУ) и соединяющая их проводка, и гидравлический, в состав которого входят суппорты дисковых тормозных узлов, модулятор давления и гидравлические шланги. Пока все колеса автомобиля движутся с одинаковой скоростью, ABS находится в “спящем” режиме. Но если любое из колес начинает блокироваться, то установленный датчик отправляет сигнал на ЭБУ, который в свою очередь запускает модулятор, моментально сбрасывающий давление гидравлической жидкости в тормозном узле данного колеса. Как только вращение колес синхронизируется, ЭБУ отключает модулятор.
Все вышеперечисленное приводит к выводу, что система антиблокировки, безусловно, полезная и нужная опция современного автомобиля. Однако многие водители, особенно старшего поколения (выработавшие собственную манеру езды и торможения на машинах без ABS) считают эту функцию несовершенной, а зачастую и ненужной. И иногда это имеет свои резоны.
На трассе с неровным покрытием (грунтовка, асфальт с выбоинами и т.д.) эффективность ABS значительно снижается, а тормозной путь транспортного средства увеличивается.
На низких скоростях (до 6км в час), перед полной остановкой, ABS отключается. Поэтому, спуске с горы, особенно на скользкой дороге, нельзя применять торможение “до упора”.
Дорога с покрытием, обладающим разными сцепными характеристиками (асфальт с участками снега и льда) приводит к падению эффективности всей системы. ABS просто не успевает подобрать оптимальные тормозные усилия для короткого участка.