Кислородный датчик - лямбда зонд
Для получения максимальной мощности двигателя, а так же предотвращения быстрого износа его узлов, необходимо обеспечить наиболее полное сгорание топливно-воздушной смеси. Это нужно еще и для того, чтобы снизить процент токсичного СО в выхлопном газе. В современных инжекторных двигателях за правильное соотношение воздух/топливо отвечает электронный блок управления, который в свою очередь получает информацию от специального датчика, установленного в выхлопной системе перед каталитическим нейтрализатором. Данный датчик называется лямбда зонд или кислородный датчик. Его основной задачей является определение количества остаточного кислорода в выхлопных газах.
Принято считать, что наиболее приемлемым соотношением сгорающего в камере топлива и воздуха является 1/14,7. то есть, один объем горючего необходимо смешать с 14,7 объемами воздуха. Причем соблюдение данного параметра – обязательное условие. Вот за это и отвечает лямбда зонд, обеспечивая обратную связь между двигателем и электронным блоком управления. Принцип работы кислородного датчика основан на гальваническом эффекте и способности диоксида циркония, создавать разное электрическое напряжение при различном количестве кислорода в выхлопных газах. Практически, устройство лямбда зонда выглядит следующим образом. На керамический наконечник из диоксида циркония напыляется платина, при этом одна сторона наконечника размещена в выхлопной системе, а другая снаружи. При прогреве наконечника до 360 С° и поступлении отработанных газов на разных платиновых клеммах появляется напряжения величина которого зависит от уровня кислорода, и если этот уровень выше нормы, на ЭБУ поступает сигнал и в двигатель впрыскивается больший объем топлива.
Лямбда зонд имеет довольно большой рабочий ресурс (примерно 70 тысяч километров), однако, при его поломке двигатель начнет расходовать больше топлива и его работа будет несовершенна.